В последнее время на территории России и стран СНГ большой популярностью пользуются подъемные системы, называемые «Грузовые подъемники» Они не дороги, просты по конструкции. Быстро устанавливаются и достаточно надежны.

Такие подъемники вводятся в эксплуатацию и эксплуатируются по упрощенным процедурам. Стоимость владения и поддержания такого подъемника в работоспособном состоянии значительно ниже, чем у типового лифта с аналогичными характеристиками.

О чем эта статья

В данной статье мы попытаемся дать всю возможную информацию о наиболее важных различиях, для целей идентификации, типовых грузовых лифтов и типовых грузовых подъемников. Определим причины, по которым внешне идентичное оборудование может относиться, к пока нигде не описанному, классу грузовых подъемников и иметь сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» или сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»

А также, не будем обсуждать строительные подъемники, подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) – указанные в документе «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»» Приказ от 26 ноября 2020 года N 461

Также мы не будем рассматривать шахтные подъемные установки, относящиеся к   ГОСТ Р 58089-2018 «Оборудование горно-шахтное. Устройства подвесные для шахтных клетей»

Грузовые подъемники и лифты - статьи Новые Инженерные Конструкции

Грузовой подъемник или лифт

В статье мы рассмотрим подъемные системы, называемые производителями, как канатные, лифтовые, тихоходные, грузовые и т.п подъемники. Такие подъемники представляют из себя грузовую платформу, или кабину часто называемую грузовая клеть. В таких подъемных системах, платформа или клеть, для перемещения грузов, движется по жестким направляющим, вертикально, в глухой или металлокаркасной шахте. Наиболее простые подъемные системы имеют только платформу, которая движется по направляющим, прикрепленным к силовой мачте.

Предварительный вывод

Таким образом законодатель определил, что любая подъемная система, в которой кабина или платформа перемещается вертикально по жестким направляющим идентифицируется, как лифт и должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»

Это означает, что каждое устройство идентифицированное, как ЛИФТ, должно иметь сертификат соответствия ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», сертификаты на аппараты безопасности, применяемые в лифте. Пуск в эксплуатацию лифта возможен после проведения полного технического освидетельствования и получения положительного заключения экспертной организации, регистрации декларации соответствия, регистрации в Гостехнадзоре и далее по списку требований, установленных законодательством.

Чтобы не утомлять читателей всеми возможными вариантами, рассмотрим возможность применения стационарного сертифицированного тельфера (канатной тали) в качестве основы для построения подъемной системы, аналогичной грузовому лифту без проводника, не подпадающей под определение «Лифт» в версии по ГОСТ 33605-2015 «ЛИФТЫ. Термины и определения.» и по ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»

Стационарный тельфер (Канатная таль) является самостоятельным подъемным механизмом, сертифицированным на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»). Может применятся внутри и снаружи помещений как самостоятельная подъемная система.

Для построение нашей подъемной системы установим стационарный тельфер (канатную таль) в верхней части несущей металлической конструкции или в верхней части пустой лифтовой шахты, в полном соответствии с требованиями инструкции производителя тали.

Далее будем строго выполнять требования ТР ТС «О безопасности машин и оборудования» Приложение N 2. Дополнительные требования безопасности для определенных категорий машин и оборудования. Грузоподъемные машины.

  • Устройства, предназначенные для осуществления контроля над перемещениями, должны функционировать так, чтобы грузоподъемные машины, на которых они установлены, были безопасными.  Грузоподъемные машины должны быть сконструированы, изготовлены или оснащены специальными устройствами, которые позволяли бы ограничивать амплитуду движений соответствующих компонентов машин в установленных пределах.
  • Передвижение транспортной платформы грузоподъемной машины, обслуживающей неподвижные площадки, должно осуществляться по жестким направляющим.
    Чтобы исключить риск раскачки поднимаемого груза на штатный крюк канатной тали цепляем специально изготовленную транспортную платформу. Так же в шахту устанавливаем жесткие направляющие, по которым будет перемещаться транспортная платформа.

  • Если существует риск, связанный с падением груза с транспортной платформы, грузоподъемная машина должна быть сконструирована и изготовлена так, чтобы исключить возникновение данного риска.
    Для исключения риска падения груза с транспортной платформы устанавливаем ограждение платформы необходимой высоты. Погрузочный проем в ограждении платформы закрываем дверьми или раздвижными решетками.

  • В местах посадки/высадки (погрузки/разгрузки) риск соприкосновения людей с движущейся платформой или другими находящимися в движении частями грузоподъемной машины должен быть исключен.
    В местах погрузки, грузовые проемы в лифтовой шахте так же ограждаем дверьми, которые закрываются во время движения грузовой платформы.

  • Устройства управления грузоподъемных машин, приводимых в действие вручную, должны быть с автоматическим возвратом в исходное положение. Однако при управлении частью либо всем процессом перемещения, при котором полностью отсутствует угроза столкновения грузов или машин, указанные устройства управления могут быть заменены специальными устройствами, позволяющими производить автоматическую остановку в предварительно заданных положениях без использования устройства с автоматическим возвратом в исходное положение.
    Для выполнения пункта №12 Регламента, подключаем шкаф управления стационарным тельфером к концевым выключателям в зоне точной остановки грузовой платформы для обеспечения автоматической остановки на этажах.

  • Грузоподъемные машины должны быть оснащены необходимыми приборами безопасности: ограничителями (например, ограничителями рабочих движений, необходимыми блокировками дверей входа в кабину и т.п.) и указателями (например, световой индикацией наличия напряжения питания, индикацией взвешивающих устройств, звуковой сигнализацией начала подъема и транспортировки груза и т.п.). Перечень и количество необходимых ограничителей и указателей грузоподъемной машины выбирают исходя из ее конструктивных особенностей, степени ответственности и обеспечения требуемого уровня безопасности.

Для обеспечения требуемого уровня безопасности

  • Двери шахты контролируются концевыми выключателями, исключающими движение платформы при открытых дверях во время погрузочных работ.
  • Двери шахты автоматически запираются на замок при отсутствии грузовой платформы на этаже за этой дверью
  • Специальные концевые выключатели перезапуска — переподъема контролируют нахождение грузовой платформы в рабочей зоне. Отключают канатную таль в случае перехода платформы уровня крайних этажей.
  • Устройство контроля натяжений каната отключит электроталь при ослаблении натяжения каната.
  • Специальное устройство ловителей заблокирует грузовую платформу на направляющих при обрыве несущего каната, исключив аварийное падение груза. А концевой выключатель контролирующий состояние ловителей отключит канатную таль тем самым исключив серьезные поломки оборудования.
  • Таким образом, оснастив стационарный тельфер (канатную таль) комплектом специальных приспособлений, расширяющих технические возможности и повышающих безопасность использования тали. Мы получили точную копию грузового лифта, которая лифтом не является. Юридически мы получили грузоподъемное приспособление к стационарному тельферу. Который в свою очередь является самостоятельной грузоподъёмной машиной.