История подъёмной техники началась с древних времён и продолжается до наших дней. В Древнем Египте для подъёма воды использовали шадуф – рычажное устройство с кожаным ведром и грузом на конце длинного шеста. В период рабовладельческого строя применяли рычаги и блоки для перемещения тяжёлых блоков. Архимед разработал теорию рычагов, блоков и винтов для поднятия больших тяжестей, что способствовало развитию строительной техники. В Древнем Риме использовали римский подъёмный кран со ступальным колесом.

В мануфактурный период основными двигателями механизмов были водяное (гидравлическое) колесо и вороты, блоки, винтовые деревянные домкраты и полиспасты. Паровой двигатель и развитие металлургии привели к бурному развитию подъёмных механизмов в XIX веке.

Этапы разработки грузоподъёмных механизмов в Европе XIX века включают:

  • 1846 год — Уильям Армстронг построил первый работоспособный кран с водяным приводом.
  • 1853 год — строительство первого парового крана в городе Бат (фирма G Stothert & Co).
  • 1862 год — ввод в работу первого немецкого крана с водяным приводом (Харбург).
  • 1864 год — появился первый полностью поворотный паровой кран (G Stothert & Co).
  • 1873 год — демонстрация первого портового козлового крана (Appleby Bros).
  • 1874 год — получение патента на цепь со сменными звеньями.
  • 1875 год — появились первые железнодорожные краны.
  • 1885 год — оборудование крана электродвигателем.
  • 1887 год — первый электрический мостовой кран.
История подъёмной техники – новости от Новые инженерные Конструкции в Туле

Использование первых подъёмников было сопряжено со сложностями, такими как:

  • Нестандартные размеры и конфигурация, затрудняющие демонтаж и замену оборудования.
  • Коррозия и износ, вызванные эксплуатацией в условиях повышенной влажности или агрессивной среды.
  • Отсутствие документации и информации о производителе, что усложняло проведение технического обслуживания и ремонта.
  • Необходимость дополнительных работ для устранения скрытых дефектов или повреждений.
  • Значительные финансовые затраты на замену всего оборудования при серьёзном повреждении или выходе из строя некачественного подъёмника.

В настоящее время ситуация значительно упростилась благодаря развитию технологий и появлению специализированного оборудования. Современные мачтовые подъёмники  оснащены системами автоматического контроля и диагностики, что позволяет своевременно выявлять и устранять возможные проблемы. Кроме того, производители предлагают широкий выбор моделей и модификаций, учитывающих различные требования и условия эксплуатации.